телефон: +7(4922)53-07-65 | электронная почта: info@el-dv.ru

Высокомоментные двигатели постоянного тока серии МТА являются частью приводов и предназначены для механизмов подачи металлорежущих станках с ЧПУ, в роботах, трансманипуляторах и электроприводах.

Электродвигатели постоянного тока МТА, 2МТА, 5МТ-С, 3МТА, Д5МТ

Электродвигатели постоянного тока МТА производства Болгарии

1. Техническое описание.

1.1. Введение.

Типовое обозначение двигателей читается следующим образом:

Электродвигатель 3МТА-СРК расшифровка маркировки

Если в обозначение двигателя есть число 2.5, то передаточное число мультипликатора 1:2.5. Если пропущены буквы С, Р или К, это значит, что двигатель без встроенного электромагнитного тормоза, резольвера или пульс-кодера (ФРП).

Условия работы.

Двигатели предназначены для работы в следующих условиях:

— температура окружающей среды: от +5°С до +40°С;

— высота над уровнем моря: до 1000 м;

— относительная влажность: до 80% при 30°С.

Окружающая среда должна быть взривобезопасной. В ней не должны находится токопроводящая пыль, агресивные газы и пары с концентрациями, разрушающими матали и изоляцию.

Описание двигателя постоянного тока МТА. Технические данные.

Комплект двигателя состоит из постояннотоковой машины со встроенным температурным датчиком, на которой предусмотрена установка:

— датчика частоты вращения (тахогенератор);

— безлюфтового электромагнитного тормоза;

— датчика углового положения вала типа резольвера или пульс-кодера.

Конструкция электродвигателя постоянного тока типа МТА показана на рис. 1.

Конструкция электродвигателя постоянного тока МТА

 

В роторе находятся постоянные магниты с магнитнами осьями тангенциально ориентированными по отношению к оси вращения. Полюса возбуждения образуются от полюсных наконечников, размещеных между магнитами. Обмотка размещена в статоре, с которым неподвижно связан колектор. Проводка тока от неподвижых контактных колец к неподвижному колектору осуществляется через вращающийся щеткодержатель, закрепленный на валу двигателя болтами А. Пары щеток поставленны в металических гильзах, закрепленых к щеткодержателю болтами Б.

Есть возможность настройки неитрали двигателя.

Двигатели с постоянной защиты IP-44 и тепловой класс изоляционной системы «С».

Двигатели типов 1МТ, 2МТА, ЗМТА, 4МТА и 4МТВ во всех модификациях необдуваемые, а все модификации двигателя 5 МТ с независимой вентиляций, которая осуществляется от двух вентиляторов и воздуховода. Степень защиты воздуховода ГР-20.

При встроивание електромагнитного тормоза, вес двигателей указанный в таблице 1 повышается на:

— тип 1МТ-С, 2МТА-С, ЗМТА-С, 4МТА-С: 3 .6 кг;

— тип 4МТВ-С и 5МТ-С: 6.0 кг.

При встроивание датчика углового положения вала, вес всего двигателя повышается на:

— тип «Резольвер»: 0.5 кг;

— тип «Пульс-кодер»: 1.2 кг.

Технические параметры двигателей и тип рекомендуемого преобразователя:

Таблица 1

Тип 1МТ, 1МТ-С 2МТА, 2МТА-С 3МТА, 3МТА-С 4МТА, 4МТА-С 4МТБ, 4МТВ-С 5МТ, 5МТ-С
Номинальный крутящий момент Нм 7* 13 21 23 30 47
Максимальный крутящий момент Нм 50 80 110 120 170 190
Частота вращения мин1 1500 1500 1500 1500 1500 1500
J кг.м2 0.0150/0.0178 0.0190/0.0223 0.0260/0.0290 0.0290/0.0318 0.0366/0.0416 0.0366/0.0416
Напряжение В 70 100 140 170 190 190
ho а 26 26 30 26 28 48
Bec кг 26 30 33 36 40 44
Тормоз Мт Нм 13 13 13 13 24 24
а 1.1 1.1 1.1 1.1 1.3 1.3
Рекомендуемый преобразователь 4АЕВ163РЕВ16 4АЕВ163РЕВ16 4АЕВ163РЕВ16 4АЕВ163РЕВ16 4АЕВ163РЕВ16 8АЕВ165РЕВ16

* 10 Нм в режиме S2 — 120 min.

Монтажные и габаритные размеры двигателей МТА:

Монтажные и присоединительные размеры электродвигателей МТА, 2МТА, 3МТА, 5МТС

ТИП l 30 l 35 С резольвером
l 30 l 35
1MT — Р 401 33 414 46
1MT-C-CP 442 33 455 46
2MTA-P 412 33 425 46
2MTA-C-CP 453 33 466 46
3MTA-P 435 33 448 46
ЗМТА-C-CP 476 33 489 46
4MTA-P 465 33 478 46
4MTA-C-CP 506 33 519 46
4MTB-P 474 33 487 46
4MTB-C-CP 528 33 541 46

* с пульскодером

Габариты, размеры, чертеж электродвигателя МТА, 5МТС-Р, 3МТВ

ТИП l 30 l 35
5МТ 474 33
5МТ-С 520 33
5МТ-Р 487 46
5МТ-СР 541 46

* с пульскодером

Встроенные узлы электродвигателя серии МТА. Описание. Технические данные.

Указание ниже узлы включаются в комплект двигателя в зависимости от модификации.

Датчик частоты вращения.

Датчик представляет собой четырпхполюсный постояннотоковый тахогенератор, принципиальное устройство которого показано на рис. 10. Магнитный поток создается постоянными магнитами, расположенными в статоре, а ротор с полым валом закреплен безлюфтово на валу двигателя. Траверса токоснимающего устройства, на которой закреплены четыре щеткодержателя связанные со соединительными проводами, крепится двумя винтами к статору. Есть возможность настройки тахогенератора.

Технические данные:

— крутизная характеристика: мин. 20V/1000 мин.»1;

— максимальная частота вращения: 4000 мин.»1;

— максимально допустимый термический ток: 50 мА;

— максимально допустимые пульсации выходного напряжения в разных диапазонах изменения частоты вращения:

от nm до 0.1 Пщ — 2%;

от 0.1 nm до 0.01 nm — 3%;

от 0.01 nm до 0.0001 nm — 5%.
Изменение пульсации осуществляется через фильтр, как показано на схеме ниже:

Схема электродвигателя станка с ЧПУ

Безлюфтовой электромагнитный тормоз.

Электромагнитный тормоз встроивается в переднем щите двигателя. Тормоз дисковой, с постояннами магнитами. Он состоит из магнитной системы, которая монтируется неподвижно к переднему щиту двигателя и тормозного диска, смонтированного на валу двигателя. Тормоз предназначен только для удерживания ротора двигателя в неподвижном состояний (после остановки двигателя) и поэтому тормозной момент осуществляется после вычесления тормоза.

Для двигателей 1МТ, 2МТА, ЗМТА и 4МТА используется электромагнитый тормоз типа 13СВЕО, а для двигателей 4МТВ и 5МТ-тип 23СВП-3.

Общий вид электромагнитного тормоза электродвигателя постоянного тока МТА:

Конструкция тормоза электродвигателя постоянного тока

Технические данные:

Тип 13СВЕО 23СВП-3
Тормозной момент Нм 13 24
Питающее напряжение (постоянное) В 24™□ 2 24™□ 2
Номинальный ток А 1.1 1.3

ВНИМАНИЕ!

Соблюдение полярности питающего напряжения электромагнитного тормоза обязательно!

Датчик углового положения вала двигателя.

Предусмотрена установка двух типов датчиков углового положения: резольвера или пульс-кодера.

РЕЗОЛЬВЕР

Резольвер закреплен на общей основе со статором тахогенератора и связ между его валом и вал двигателя осуществляется парой точных шестерней (мультипликатор), как показано на рисунке:

Электродвигатель постоянного тока с резольвером, конструкция

Передаточное число мультипликатора — 1:2.5 или 1:5.

Есть возможность «нулирование» резольвера и осуществления безлюфтовой передачи мультипликатора.

Технические данные:

Тип РБ 2
Питающее напряжение В 12
Частота питающего напряжения Гц 400
Выходное напряжение В 6 ± 5%
Число полюсов 2
Угловая ошибка мин. 5

 

ПУЛЬС-КОДЕР

Пульс-кодер закреплен к задней крышке двигателя и передача вращательного движения с вала двигателя к нему осуществляется безлюфтовым карданным соединителем.
Технические данные:

Тип ФРП-7ЬА55-2500-ДСХ ФРП-7Л-А55-2000-дсх
Питающее напрежение В 5 ± 5% 5 ± 5%
Потребляемый ток мА 350 350
Число импульсов на обороте
фаза А 2500 2000
А 2500 2000
В 2500 2000
В 2500 2000
С 1 1
С 1 1

 

Импульсы А, В, С инверсные соответствено А, В и С.
Широта импульсов: t = 0.5Т ± 0.05Т (± 0.1)

Т — период времени

Дефазирование сигналов канала В к каналу А — 90°.

Выходные сигналы

Высокий уровень Uoh — 2.4V< Uoh ^ 5.25 V Низкий уровень Uol- 0V< Uol ^ 0.4V

Независимая вентиляция, принудительное охлаждение, вентилятор.

Охлаждение двигателей 5МТ осуществляется двумя однофазными асинхронными двигателями, монтированными на общем воздуховоде.
Технические данные:

Тип ВА-16/2
Питающее напряжение В 220 +10% -15%
Частота питающего напряжения Гц 50 ± 2%
Мощность Вт 42
Степень защиты ГР-44

 

Температурная защита, термодатчик.

Защита двигателя от перегрева осуществляется посредством устройства температурной защиты, которое состоится из температурного датчика (позистор типа РТТ-250-120) смонтирован в двигателям и реле типа УЗП или РЗП 16.

2. Инструкция по монтажу.

Прежде чем переступит к монтажу, двигатели необходимо распаковать и снять косервирующую смазку с присоединительного фланца и вала.

2.1. Механический монтаж.

Двигатель крепится к рабочей машине передним щитом с помощью четырех болтов Ml4, проходящих через отверстия, которые расположенные на диаметре 215 мм.

Для обеспечения нормальной циркуляции охлаждающего воздуха необходимо обеспечить минимальное расстояние 50 мм между корпусом двигатели и узлами машины.

Монтаж двигателя необходимо делать так, чтобы обеспечить возможность для легкого доступа к щеткам и коллектору.

Схема подключения электродвигателя постоянного тока, монтаж.

Электрическая схема подключения двигателей показана на рисунке:

Схема подключения электродвигателя постоянного тока МТА

Питание двигателей осуществляется при помощи вилки типа 2РМДЗЗБ7Ш9В1 и розетки типа 2РМДЗЗКПН7Г9В1 (можно применить и розетку типа 2РМДЗЗКУН7Г9В1).

Нумерация клемм следующая:

Двигатели 1МТ, 2МТА, ЗМТА, 4МТА и 4МТВ и их модификации:

клеммы 1 и 3 (связаны параллельно) — отрицательный полюс двигателя;

клеммы 2 и 4 (связаны параллельно) — положительный полюс двигателя;

клемма 5 — заземление.

Двигатель типа 5МТ и его модификации:

клеммы 1 и 3 (связаны параллельно) — отрицательный полюс двигателя;

клеммы 2 и 4 (связаны параллельно) — положительный полюс двигателя;

клемма 5 — заземление;

клеммы 6 и 7 — для присоединения вентиляторов.

ЗАМЕЧАНИЕ:

Для двигателях типов 1МТ, 2МТА, ЗМТА, 4МТА, 4МТВ и их модификаций допускается питание с помощью штепсельного соединителя типа ЩС20П4ЕЩ8. Нумерация клемм следующая:

клеммы 1 и 3 (связаны параллельно) — отрицательный полюс двигателя;

клеммы 2 и 4 (связаны параллельно) — положительный полюс двигателя.

ВНИМАНИЕ!

Двигатели разрешают осуществление динамического торможения без дополнительного омического сопротивления при частоте вращения до 1000 мин»1, дополнительном инерционном моменте равном инерционному моменту ротора и сопротивление питающих проводов >0.02£1

К штепсельному разъему с 19 выводами типа 2РМ24Б19Г1В1 -розетка и 2РМ24КПН19Ш1В1 — вилка (можно применить и вилку типа 2РМ24КУН19Ш1В1) подсоединены оперативные цепи.

к клеммам 3 и 6 — соответственно положительный и отрицательный выводы электромагнитного тормоза; к клеммам 7 и 12 — выводы датчика температурной защитой;

к клеммам 17 и 18 — соответственно положительный и отрицательный выводы тахогенератора; к клемме 19 — экран кабеля с проводами тахогенератора.

Резольвер присоединяется согласно схеме:

Схема подключения, монтажа резольвера к двигателю

Пульс-кодер подсоединяется согласно схеме:

Схема подключения пульскодера электродвигателя постоянного тока

ВНИМАНИЕ!

При подсоединения необходимо соблюдать полярности выводов двигателя, тахогенератора и тормоза. Когда двигатель являются модификацией без электромагнитного тормоза, соответствующие клеммы не используется.

Тепловая защита обеспечивается реле типа УЗП или РЗП 16 которое связывется со встроенном температурным датчиком и оперативной цепью.

Реле не входит в комплект постояннотокового привода, а монтируется отдельно в станции управления.

3. Инструкция по эксплуатации.

Каждый двигатель настроен и подготовлен к нормальной работе в заводе-производитель и для введение в эксплуатацию не нужны дополнительные операции, кроме указанных в разделе 2.

Для обеспечении бесперебойной работы в течение 10000 часов, кроме соблюдения требований, указанны в разделах 1 и 2, необходимо через каждые 1000 рабочих часов проверять состояние рабочих поверхностей коллектора и контактных колец, изнашивание щеток и продувать отсек вращающегося щеткодержателя сухим сжатым воздухом с рабочим давлением 2 атм. Для этого надо снять две крышки (рис.1), вместе с находящимися под ними уплотнителями.

После каждых 7000 часов проверяется степень изнашивания щеток двигателя. Если их длина меньше 10 мм, то их необходимо заменить. Замена щеток осуществляется путем развинчивания болтов В и последовательного выскачивание всех двойных гильз через люки (рис.1).

После каждых 7000 часов проверяется степень изнашивания щеток тахогенератора. Если их длина меньше 4 мм, то необходима их замена. Для этой операции необходимо снять заднюю крышку двигателя. При наличии пульс-кодера на крышке, его надо снять вместе с ней.

Через каждые 10000 часов делается основной ремонт двигателя при которого кроме описанные выше операции, заменяются и его подшипники согласно следующей таблице:

Тип двигателя Передний пошипник Задний подшипник
1МТ, 2МТА, ЗМТА, 4МТА 6207-2 z 6206-2 z
4МТВ, 5МТ 6208-2 z 6206-2 z

Схема связи с штепсельным соединителем 2РМ27Б24Г1В1 или 2РМ27Б24Ш1В1.

Схема подключения двигателя постоянного тока к станку

Схема подключения электродвигателя когда применяется реле типа УЗП:

Схема подключения электродвигателя к станку через реле УЗП

 

Схема подключения электродвигателя когда применяется реле типа РЗП 16:

Схема подключения электродвигателя постоянного тока через реле РЗП16

 

 


Демонтаж электродвигателя постоянного тока типа МТА.

Демонтаж двигателя осуществляется в следующей последовательности:

Монтаж, демонтаж электродвигателя постоянного тока МТА

1. Снимается “Крышка задняя” — поз. 1.

2. Распаиваются кабели электромагнитного тормоза и вентиляторов.

3. Развертывается «Гайка круглая» — поз.2 и снимается «Шайба предохранительная» — поз.3.

4. Снимается “Устройство токоснимающее для тахогенератора” — поз.4.

5. Ставится “Кольцо стальное” против размагничивания статора для тахогенератора.

6. Снимаются последовательно:

6.1. “Ротор тахогенератора” — поз.5.

6.2. “Шайба защитная” — поз.6.

6.3. “Щит задний” — поз.7.

6.4. “Подшипник задний” — по з. 8.

6.5. “Устройство токоснимающее” — поз. 9.

6.6. “Статор” — поз.10.

6.7. “Кольцо зегеровое” — поз. 11.

6.8. “Щит передний” — поз.12.

6.9. “Крышка подшипниковая передняя внутренняя” — поз.13.

6.10.“Подшипник передний” — поз.14.

Монтаж двигателя делается в обратной последовательности.

ВНИМАНИЕ!

Во всех случаях, когда возникает необходимость снять ротор тахогенератора, необходимо предварительно демонтировать

токосъемное устройство, на его месте установить кольцо из мягкой стали размером ф\ 24x094x35 мм, после чего снимается ротор.

4. Настройки и регулировки.

Всегда, когда приходится демонтировать двигатель, то при последующем монтаже необходимо осуществить комплекс настроечных и регулировочных операции.

Рекомендуется, чтобы это делалось в специализированном бюро обслуживания.

4.1. Постояннотоковая машина.

При нормальной эксплуатации и своевременной замене щеток, завод-производитель гарантирует работу двигателя в продолжении 10000 часов без дополнительной настройки и регулировки. После аварии или при капитальном ремонте необходимо только настроить нейтраль следующим образом (рис.1):

снимается боковая крышка вместе с уплотнителем под ней; распускаются оба болта А;

при повороте, вращающегося щеткодержателя в ту или другую сторону (с последовательном затягиванием болтов А) находится такое положение вращающего щеткодержателя, при которым двигатель вращается с одной и то же частатой вращения в обе стороны при одинаковой и абсолютной величине питающем напряжении; затягиваются оба болта А; монтируются уполотнитель и боковую крышку.

ВНИМАНИЕ!

Точная настройка нейтралы делается при номинальном вращающем моменте двигателя. Грубая настройка нейтрали может проводится на холостом ходу.

Если контактные поверхности коллектора или контактные кольца имеют неровности или царапины, то необходимо до монтажа двигателя их отшлифовать. Допускается обработка в аксиальном направлении каждого из них не больше чем 0.25 мм, при этом торцевое биение не должно быть больше чем 0.02 мм

затягиваются оба болта Г, при этом резольвер фиксируется к основе; устанавливается задняя крышка.

ПУЛЬСКОДЕР

В период работы двигателя пульскодер не нуждается в регулировке и настройке.

ВНИМАНИЕ:

Завод-изготовитель оставляет за собой право замены деталей двигателя с сохранением присоединительных размеров, без уведомления клиентов.

Читайте также:  Электродвигатели МР112S

ВНИМАНИЕ! Антикризисное предложение на новые электродвигатели!

Нашли двигатель дешевле? Сообщите нам и мы снизим цену!

Вернуться на предыдущую страницу