Открыть меню

Электродвигатели MP112, МР132, MP160


Инструкция по эксплуатации электродвигателей постоянного тока MP112, МР132, MP160.

Содержание:

  1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
  2. РАЗМЕЩЕНИЕ И МОНТАЖ.
  3. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ.
  4. УКАЗАНИЯ ДЛЯ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ.
  5. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ.
  6. 6.ПОРЯДОК РАБОТЫ.
  7. ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ.
  8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
  9. КОНСЕРВАЦИЯ И РАСКОНСЕРВАЦИЯ.
  10. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ.
  11. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ.

  1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

1.1. Введение.

Электродвигатели для главного движения типах МР112,МР132 и МР160 выполняются со встроенным непосредствено на вал тахогенератором, термической защитой, пристроенным вентиляторным агрегатом и выводным устойством. Предназначени для двухзонного регулирования частоты вращения при горизонтальном или вертикальном монтаже.

Электродвигатели должны отвечать IEC 72-1; IEC 34-1;IEC38 и ISO2373.

Типовое обозначение электродвигателя МР112 и буквы S,M,L; MP132 и следущие буквы

S,M,L,SA,МА,LA,MB и т.д.; MP160 и буквы М^, LM, LC и т.д.

Настоящая «Техническая информация и инструкция по эксплуатации» предназначена для изучения электродвигателя и является руководством при его эксплуатации.

Она содержить технические данные, сведения об устройстве и назначении, необходимые для правильней эксплуатации электродвигателя, указания по технике безопасности, порядок монтажа, сведения о характерных неизправностях и методы их устранения, указания по техническому обслуживанию, хранению и транспортированию.

Для обеспечения нормальной работы электродвигателя и поддержания его в постоянной готовности к действию, необходимо тщательное выполнение указания эксплуатационной документации.

1.2. Назначение.

Электродвигатели серии МР предназначены для главного движения металлорежущих станков и для других производственых механизмов. Они сконструированые в соответствии с новейшими тенденциями в области электроприводов.

Электродвигатели обеспечивают устойчивую и надежную работу в условиях:

а)   высоты над уровнем моря — до 1000 м;

б)   температуры окружающего воздуха — от 5°С до 40°С;

в)   максимальной относительной влажности воздуха — до 80% при темпрературе 30°С.

1.3. Технические данные.

1.3.1.   Основные параметры электродвигателя указаны в табл.1:

1.3.2.Электродвигатель изготовляется со встроенным непосредствено на вал тахогенератором. Тахогенератор выполняется с постоянными магнитами типа «Кониал». Тахогенератор выполняется в двух вариантах:

1.3.2.1.    Тахогенератор типа 4Р — встроеный в электродвигателей с максимальной частоте вращения < 4000 min-1.

Технические данные:

-крутизна выходного напряжения — не менее 20V/1000 min-1.

—   термический допустимый ток I max < 50 mA.

1.3.2.2.    Тахогенератор типа Т5-10 — встроенный в электродвигателей с максимальной частоте вращения — болше 4000 min-1.

Технические данные:

-крутизна выходного напряжения — 10V±2% /1000 min-1.

—   термический допустимый ток I max < 20 mA.

Электродвигатель состоит из якоря, статора-шихтованого магнитопровода, подшипни­ковых щитов, выводного устройство, вентиляторного агрегата, подшипники 6306-2Z,6309- 2Z для МР112; 6308-2Z,6311-2Z для МР132; 6309-2Z,6312-2Z для МР160.

С двух сторон статор прижимается двумя стальными плитами и при помощи сварных швов обеспечивается необходимая механическая прочность.

На полюсах и в пазах статора определенным способом помещены обмотки возбуждения, дополнительные полюсы и компенсационная обмотка.

Отдельные обмотки связаны друг с другом по определенной сжеме и концы выведены к щитам выводов.

Тепловая защита расположена на обмотке дополнителного полюса, а ее концы выведены к штепсельному соединителю на ножках № 7 и 12.

Якорь электродвигатель составлен из роторного пакета, вала и коллектора.

В пазы якорного пакета по специальной схеме намотана обмотка якоря.

В двигатель вложены проводниковые и изоляционные материалы изоляционного класа «F» или «H».

На отверстия щитов положены защитные крышки, часть которых имеет отверстия для перехода охлаждающего воздуха.

При снятия крышек на заднем щите открывается доступ к коллектору, щеткам и щеткоде­ржателем.

В электродвигатели серии МР применяются щеток марка ЭГ-74 с размерами 8х16х32mm. Выводное устройство закрыто крышкой, причем через выводы и штепсельной соединитель осуществляется питание двигателя и отвод сигналов команд.

На одном из отверстий заднего щита монтирован вентиляционный агрегат с независимым питанием электродвигателя.

Траверса, несущая щеткодержатели, прижата к заднему щиту кольцом, захваченым болтами к щиту.

В задней части щита расположен статор тахогенератора. На статоре находится траверса с токосъемным устройством и выводами. Якорь тахогенератора расположен на одном валу с якорем электродвигателя. Прижимается аксиально с помощью специальной гайки и щайб.

Выводные концы якоря тахогенератора соединены со штепсельным разъемом — «+» к 17, «-«-» к 18, «ширм»- к 19 — фиг.4.

1.4.2.Тахогенератор.

В электродвигателях серии МР применяются два типа тахогенераторы.

1.4.2.1.   Тахогенератор 4Р

Применяемый тахогенератор является четирехполюсным.

В статоре размещены литые постоянные магниты типа «Кониал».

Статор разположен в алюминиевом щите, который центрируется в заднем щите и фикси­руется четырьмя болтами к нему.

Якорь полым валом закреплен жестко к валу электродвигателя и вращается вместе с ним Таким образом тахогенератор не обладает собственой системой подшипников.

Якорный пакет — со скошенными каналами.

У тахогенератора типа 4Р применяются щетки типа Е43 с размеры 4х5х10 mm. Тахогенератор типа 4Р имеет следущее технические данные:

—   крутизна выходного напряжения — >20V/1000min-1

—   термический допустимый ток — < 50 m>

—   максимальная частота вращения — 4500 min-1

—   значение максимально допустимых пульсаций выходного напряжения в разных диапазонах изменения частоты вращения:

при n max = 360 n max . Ke , mV 3500      0,02

от 200 min-1      до                   500 min-1    —          2 %

от 20 min-1        до                   200 min-1    —          3 %

под 20 min-1                                            —  5 %

ке — струмность ТГ [ V/min-1 ]

1.4.2.2. Тахогенератор типа T5-10.

Применяемый тахогенератор является четирехполюсным.

В статоре размещены синтерованные постоянные магниты типа «Кониалти 32А». материалом ИЖКГ 757 163.102.

Статор разположен в алюминиевой основе,которая центрируется в заднем щите и фикси­руется двумя болтами к нему.

Якорь полым валом закреплен жестко к валу электродвигателя и вращается вместе с ним Таким образом тахогенератор не обладает собственой системой подшипников.

Якорный пакет — со скошенными каналами. Коллектор выполнен серебряными пластинами.

У тахогенератора типа Т5-10 применяются щетки типа М50 с размеры 3,2х3,2х10 mm. Тахогенератор типа Т5-10 имеет следущие характеристики:

—   крутизна выходного напряжения — >10V/1000min-1

—   термический допустимый ток — < 20 m>

—   максимальная частота вращения — 6000 min-1

—   значение максимально допустимых пульсаций выходного напряжения в разных диапазонах изменения частоты вращения:

при n max = 110 n max . Ke , mV 3500      0,01

от 200 min-1      до                                500 min-1   —           2 %

от 20 min-1        до                                200 min-1   —           3 %

под 20 min-1                                         —   5 %

ке — струмность ТГ [ V/min-1 ]

Измерение пульсации осуществляется через филтр показанной ниже схеме (рис. 2).

Разница, выраженая в процентах, между напрежениям ТхГ в двух направления вращения при частоте 0,5 n max по отношению к средней величине этих двух напряжений по абсолютной величине не должна превишать 0,5%

1.4.3.     Вентиляторный агрегат.

Вентиляторный агрегат состоит из двигателя типа МО-71А-2D;0,370kW (для всех электро­двигателей МР112 и МР132) или М0-80А-2D; 0,750W (для всех электродвигателей МР160) — это трехфазные асинхронные электродвигатели, турбина корпуса вентилятора и филтрирущего материала, расположеного вверху каркаса.

ВНИМАНИЕ!

1 .Включение вентиляторного агрегата должно осуществляться до включения электродви­гателя главного движения.

  1. Питание при соблюдении ряда фаз U1, V1, W1 вентиляторного двигателя должно обеспечивать вращение турбины только в указанном направлении.
  2. Двигатель не должен работать с загрязненым фильтром.
  3. 4.4. Тепловая защита.

Тепловая защита электродвигателя расположена на дополнительном полюсе и сработывает при достижении температуры 130°С.

Тепловая защита электродвигателя состоит из двух отдельных частей:

—     встроенной части — полупроводникового элемента с положительным температурным коеффициентом — позистора типа B59155M130A70 производство фирмы «SIEMENS».

—     коммутирующего аппарата — реле типа УЗП производство «ЗАНН -Харманли» Болгария, которые должно бы смонтировано в шкафу управления и подсоединеного согласно фиг.3 к выходом позистора и к оперативной цепи.

  1. РАЗМЕЩЕНИЕ И МОНТАЖ.

Ввиду особого предназначения электродвигателя, его подготовка к запуску и монтажу проводиться только правоспособными электротехниками.

2.1.     Перед установкой электродвигателя на станке провести внешний осмотр с целью проверки состояния лакокрасочных покритий и отсуствия механических повреждений, проверить сопротивление изоляции, комплектность электродвигателя.

2.2.     Электродвигатель должен бы надежно закрепелен при помощи болтов.

2.3.     Электродвигатель рассчитан на соединение с приводным механизмом с помощью шестерной передачи или эластичных муфт с радиальными и осевыми нагрузками, но не превышающими требовании технических условий.

2.3.         Необходимо, чтобы при установке электродвигателя в станках учитывать необходимость удобного обслуживания коллектора и щеток.

2.5.     Подсоединение кабелей внешного монтажа следуеть провести используя специальные выходы в схему подсоединения (фиг.3), (фиг.4).

Заземление корпуса электродвигателя осуществляется через укрепленный на коробке клеммный болт, к которому крепяться заземляющий провод.

  1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ.

3.1.     В процессе эксплуатации электродвигателя не требует постоянного присуствия обслуживающего персонала. Он допускает непрерывную работу периодами по 2000 ч. без непосредственого обслуживания при соблюдении условий эксплуатации, указанных в разделе 1.2.

Через 100^200 рабочих часов станка в зависимости от места его расположения, должна проводиться замена фильтрирующего материала фильтра.

В помеждутках между указанными периодами осмотры и контроль должен осущетвляться только лицами, прошедшими специальный технический инструктаж и изучившими данную инструкцию.

  1. УКАЗАНИЯ ДЛЯ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ.

4.1.     Эксплуатацию двигателей необходимо производить только при заданных условиях работы и состоянни окружающей среды, указанных в разделе 1.2.

4.2.     Должен быть обеспечен свободный доступ к коллектором и щеткам, которые при эксплуатации необходимо осматривать и обслуживать.

4.3.     Во избежание случайного прикосновения к токоведущим и вращающимся частям электродвигателя и поражения током при пробое изоляции на корпус необходимо:

а) отверстия для выхода воздуха, смотровые люки для колектора, коробку вывода закрывать предусмотренными для этого крышками; вход воздуха в вентиляторный агрегат закрыт фильтрирующим материалом.

б)     корпус электродвигателя надеждно заземлять, пользуясь зажимом, на которым нанесен знак заземления.

4.4.    У электродвигателя эсть два рым болта для подъема, опускания и удерживания на весу при монтажных и других работах.

4.5.    При первом запуска электродвигателя нужно быть особенно внимательным. В случае опасного повышения частоты вращения следует немедлено отключить электродвигатель.

4.6.       При осмотре электродвигателя необходимо отключить подводимое к нему напряжение. Запрещается производить замену щеток и регулировок во время вращения электродвигателя.Должны быть приняты соответствующие меры предосторожности при шлифовке коллектора.

5. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ.

5.1.                  После     монтажа или длительного бездействия перед первым включением:

—   проверьте соответствие напряжения, указаного на щитке электродвигателя напряжению сети;

—   при необходимости продуйте электродвигатель сухим сжатым воздухом давлением не более 2 атм.;

—   снимите крышки, закрывающие люковые окна и консервирующие покрытия;

—   проверьте по заводской метке правильность установки траверсы; свободное движение щетки; наличие нажима пружин;

—   убедитесь в свободном вращении якоря электродвигателя;

—   проверьте надежность и исправность крепежа и контактных соединений, а также качество изоляции последних от корпуса электродвигателя;

—   проверьте сопротивление изоляции: если сопротивление изоляции менее 2 МО, произведите сушку электродвигателя.

5.2.                  Произведите запуск вентилятора, проверьте направления вращения.

5.3.       Произведите пробный пуск электродвигателя, проверьте ток холостого хода возбуждения (не более 1в. — табл.1).

6. ПОРЯДОК РАБОТЫ.

6.1.    После того, как убедились в готовности электродвигателя к пуску, подключите электродвигатель к питанию, соблюдая данные в табл.1.

Произведите запуск вентиляторного агрегата. Произедите пуск электродвигателя при нагрузка на валу не превышающей номинальную.

Контролируйте периодически во время работы электродвигателя параметры сети и не допускайте перегрузки электродвигателя. При обнаружении неизправностей, при появления посторонных шумов в электродвигателе, отключите электродвигатель и устраните их. Осмотрите электродвигатель после остановки и убедитесь в его готовности к следующему пуску.

ВНИМАНИЕ!

Запрещается пуск электродвигателя, если вентиляторный агрегат не работает.

7. ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ.

7.1.    При появления неизправностей в работе электродвигателя, разборка, ремонт, замена того или иного элемента допускается только после того, как будет установлено, что неисправность вызвана именно этим элементом. Рекомендуется, чтобы все работы были сделаны на специализированном предприятии.

Замена должна производиться в полном соответствии с данным фирмы-изготовителя с изпользованием одиночного комплекта ЗИП.

  1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.

1.1.   Виды и периодичность технического обслуживания.

1.1.1.    С целью контроля за техническим состоянием электродвигателя необходимо периодически проводить технические осмотры.

Рекомендуются следующие осмотры: осмотр 1, осмотр 2, осмотр 3.

1.1.2.    Осмотр 1-проводится в зависимости от условий эксплуатации и окружающей среды после 100^200 рабочих часов(не менее чем раз в месяц) причем производится следущее:

—   наличие или нет механических повреждений;

—   удалить с наружных частей электродвигателя пыль, гряз, масло и др.;

—   проверить состояние кабелей и заземления;

—   проверить состояние фильтрирующего материала.

1.1.3.    Осмотр 2-следует производить после 1000 рабочих часов, но не менее чем один раз в три месяца. При осмотре 2 необходимо выполнить требования осмотра 1 и кроме того:

—   очистить коллектор от загрязнения и окисов, проверить состояние и износ щеток, состояние их контактных поверхностей;

—   проверить величину нажатия пружин щеткодержателей, крепление траверсы и установку ее по заводской метке;

—   проверить надежность крепления электродвигателя к фундаменту, соединения муфты, араматуры и щеткодержателей;

—   провереть надежность заземления корпуса электродвигателя;

—   продуть электродвигатель сухим сжатым воздухом давлением не более 2 атм.;

—   проверить состояние двигателя вентилятора и турбину вентилятора.

1.1.4.    Осмотр 3-следует проводить при текущем ремонте. При осмотре 3 необходимо выполнить все требования осмотра 1 и осмотра 2 и кроме того:

—   проверить весь крепеж электродвигателя и поджать до отказа крепежные детали;

—   убедиться в надежности контактных соединений проводов кабелей;

—   проверить состояние подшипников и при необходимости заменить их тем же типов;

—   проверить состояние лакокрасочных и антикоррозионных покритий; исправность монтажных проводов.

ВНИМАНИЕ!

РЕКОМЕНДУЕТСЯ РАЗБОРКУ, РЕМОНТ И СБОРКУ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПРОВОДИТЬ ТОЛЬКО НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.

1.2.   Разборка и сборка электродвигателя.

1.2.1.    Производите разборку электродвигателя только в случае выявления неисправностей, которые не могут быть устранены без его разборки.

8.2.1.    Производите разборку в следущем порядке:

—   отключите электродвигатель и вентиляторный двигатель от сети;

—   отсоедините от электродвигателя и вентиляционного двигателя провода внешного монтажа;

—   отсоедините электродвигателя от присоединенного к нему механизму;

—   снимите электодвигатель с фундамента или салазок;

—   снимите муфту при помощи стяжного приспособления;

—   снимите вентиляторный агрегат и крышки закрывающие коллектор, поднимите щетки, отсоедините кабели от траверсы, отметьте место отметки положения траверсы на щите;

—   сделайте метку о положении траверсы тахогенератора и затем снимите ее;

—   снимите гайку М24х1,5 и осовободите ротор тахогенератора, Перед снятием ротора ставьте кольцо мягкой стали размером Ф94хФ124х35 мм;

—   освободите концы обмотки с клемы F1 и F2, B2 и А1 и крепления, избегая повреждения изоляции проводов;

—   отверьте болты, крепящие задный подшипниковый щит. Снимите щит, избегая повреждения выводных проводов и поверхности коллектора.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на выводы тепловой защиты!

—   отверните болты, крепящие передний подшипниковый щит, выньте якорь, не повредив обмотки якоря и статора и поверхность коллектора, вместе с передним щитом, предварительно обернув бумагой коллектор;

—  отверните гайку М50х1,5 мм и освободите подшипник с вала, отверните болты к крышке подшипника и снимите передний подшипниковый щит.

—  положите якорь у поставок, оберегая подшипники, концы вала, обмоток и коллектора;

—  для снятия фильтрирующего материала снимите гайку и потом вытащите его.Отверните болты крепящие каркас к вентилятору;

—  проверьте состояние турбины вентилятора, очистите ее;

—  проверьте состояние подшипников, если необходимо снимите их и сделайте замену. Заменять можно только соответствующим типом и классом;

—  Проверьте после снятия якоря:

—  состояние поверхности коллектора, междуламельной изоляции;

—  состояние пайки, бандажей;

—  балансировку, если сделана замена подшипников, ремонт обмотки или якоря, якорь отбалансируйте динамически;

—  проверьте сопротивление изоляции и качество пропитки лака;

—  Проверте после снятия статора:

—  состояние обмотки статора, изоляции и их крепление.

Проводите сборку в порядке, обратном разборке!

Установите траверсу по метке, поставленой на траверсе и щите.

Если необходимо замените щетки только теми же размерами и маркой указанной фирмы изготовителем — типа ЭГ74 или RE59 — фирмы «Рингсдорф» Германия. Щетки должны быть притерты к колектору до полного их прилегания. Предварительная зачистка щеток производится мелкой стеклянной шкуркой.

Рекомендуется в течение 8-10 часов давать электродвигателю 1/2 номинальной нагрузкой для приработки щетки;

Проверьте нажатие щеткодержателей. Оно должно быть в границах 7±0,5N при размере щетки 32-1 mm.

Щетки должны свободно передвигаться без заеданий.

Зазор между нижней кроомкой обоймы щеткодержателя и поверхностью коллектора должно быть в пределах 1,5^2 mm. Если нужно сделайте настойку.

Уход за коллектором.

После разборки якоря во время осмотров при загрязнении или повряждении(подгарах) рабочей поверхности коллектора нужно сделать протирку чистой тканью, смоченной корресилином.

ВНИМАНИЕ! Все работы с корресилином должны проводиться с болшим вниманием при принятии всех мер безопасности.

Допускается продороживания межламельной изоляции и шлифовка. После всех обработок допустимое биение коллектора должно быть 0,02 mm.

Уход за уплотнениями.

Уплотнительные прокладки должны иметь гладкую поверхность без трещин и уступов. Уплотнительные прокладки, потерявшие эластичнось, необходимо заменить новыми.

Уход за фильтром.

Для очистки фильтра необходимо:

Фильтрирующий материал следует снять и произвести регенерацию в теплой мылной воде при температуре до 40°С с последующей промывкой в чистой воде и сушкой, не допуская механических повреждений.

Нетканный фильтрирующий материал может выдержать регенерацию в теплой мылной воде не менее трех раз без изменения технических показателей.

  1. КОНСЕРВАЦИЯ И РАСКОНСЕРВАЦИЯ.

9.1.Электродвигатель консервируется способом,предусмотренным фирмы-изготовителем обеспечивающим сохранность оборудования.

9.2.     При остановке электродвигателя на длинный период необходимо законсервировать его.

Для этого следует:

—   отсоединить электродвигатель от приводного механизма;

—   очистить от грязи и продуть внутренние полости электродвигателя сухим сжатым воздухом давленим не более 2 атм.;

—   поверхность коллектора протереть тканю смоченой в етиловом спирте или корресилине.

—   при обнаруживание коррозии на откритых металлических частях удалить ее мелкой шлифовальной шкуркой, смоченой в масле.

—   освободить вал, соединительную муфту(шкив), шпонку; если муфта снята со свободего конца вала, поверхность фланца протереть чистой тканью, смоченной в бензине, затем сухой тканью и покрыть антикоррозионной смазкой ПВК подогретой до температуры 105^120°С, обернуть паррафинированной или упаковочной бумагой, закрепить нитками.

—   заводской щиток протереть чистой тканью смоченой в бензине, затем сухой тканью,покрыть антикоррозионной смазкой ПВК подогретой до температуры 105^120°С, и наклеить паррафинированную бумагу, при помощи нанесенной смазки.

—   уплотнительные прокладки покрыть тальком, непригодные заменить.

9.3.     Температура в помещении, где производится консервация, должна быть не ниже 15°С при относительной влажности окружающего воздуха не выше 70%.

9.4.     При расконсервации необходимо протереть законсервированные части изделия чистой тканью смоченной в спирте, затем сухой.

  1. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ.

3.1.     В целях надежного сохранения электродвигатель рекомендуется хранить в упаковка фирмы-изготовителя в помещение при температуре от 5 до 40°С с относительной влажностю — 80% при температуре 25°С и 65%-при температуре 20°С. Наличие паров кислот,щелочей,бензина и токопроводящей пыли не допускается.

  1. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ.

4.1.     Перед транспортированием электродвигатель и запасные части к нему необходимо законсервировать и упаковать в прочную тару, защищающую от атмосферных осадков и исключающую возможность механических повреждений.

4.2.     В тару следует вложить упаковочную ведомость.

4.3.     Для предотвращения перемещений внутри тары электродвигатель необходимо прикрепить с помощю болтов к основанию тары, детали в ящике ЗИП переложить бумагой.

4.4.     В процессе транспортирования ящики нельзя бросать и кантовать. Для этого на боковых поверхностей упаковки сделать предупреждающие надписи: «Верх»!, «Не кантовать»!

ПРИМЕЧАНИЕ:

Фирма-изготовитель имеет право делать конструктивные изменения изделия, с целю улучшения характеристики, которые не должны вести к функциональным изменениям и должна своевременно уведомить об этом потребителя.

Рейтинг@Mail.ru

© 2019 Электро-двигатели.ру ·  Копирование материалов сайта без разрешения ООО «АГК» запрещено